Теперь давайте посмотрим, что происходит, когда все органы чувств у ребенка уже развиты, нейро-гуморальная системы полностью работает, то есть малыш уже чувствует и переживает (после 14-16 недель, то есть во втором триместре). Теперь об этом немало известно.
Понятно, что теперь малыш много воспринимает вполне адекватно, он может сопоставить особенности материнских влияний на него (изменение стука ее сердца, шума кровотока в сосудах, напряжение мышц, стиль движений, дыхание, голос) с тем, что происходит вокруг и с тем, что происходит с ним самим.
Например, весь «аккомпанемент» маминых стимулов + недостаток кислорода и неудобство положения тела (мама напряглась, ее мышцы сжались, кровь плохо проходит через пуповину) + ее гормоны, которые прямо вызывают состояние тревоги ребенка, попадая с кровотоком в его мозг + резкий голос папы (или другое воздействие извне). А если весь этот комплекс возникает в ответ не на внешнее воздействие, а прикосновение малыша к внутренней стеке своего домика - матки? Тогда получается, что это ответ на факт моего существования, на мое прикосновение к маме, которое ей неприятно (мешает, страшно, тревожно и т.п.). Я думаю, мамы уже поняли, что тревога по поводу шевеления ребенка (почему от так шевелится, может, с ним что-то не так?) тоже может быть «расценена» самим малышом как сигнал о чем-то отрицательном, связанном с ним самим, а может быть, вообще с жизнью. Если подобные ситуации постоянны, то у ребенка может сформироваться устойчивое представление о мире (конечно, представлением оно станет много позже, пока это только ответное чувство): в нем плохо, тревожно, надо искать защиты или стараться от него защититься. А вот это уже может повлиять и на будущее отношение к жизни, если, конечно, после рождения будет подтверждаться и усугубляться такими же действиями и реакциями мамы. И опять же, только она сможет потом исправить ситуацию, не давая ребенку этих подтверждений. Так что здесь опять важны не столько сами события беременности, сколько их продолжение после рождения ребенка. Однако, не забывайте, что ребенок уже в утробе становится избирателен к определенным воздействиям мамы, у него уже есть некоторый прогноз и ожидание последствий. Поэтому, родившись, он уже реагирует совершенно определенным образом на знакомые ситуации (тревогу мамы по разным поводам, ее огорчение, ее отношение к активности самого младенца, ее реакции на близких и т.п.), таким образом иногда провоцируя ее на такие же привычные, но вовсе не полезные им обоим чувства и их выражение. Ну, и понятно, что одно начинает цепляться за другое. Кто может остановить процесс и повернуть его в нужное русло? Конечно, только мама, ребенку это еще недоступно. Вот именно это и надо готовить с беременности, эти качества вырабатывать в себе. Тогда у мамы автоматически снизится тревога по поводу будущего, ведь она уже умеет владеть своими эмоциями, знает, как повлиять на малыша еще в утробе, а значит, сможет и после родов.Таким образом, осложнения отношений мамы и ребенка в беременности в первую очередь создают почву для нарушения их взаимодействия после родов, а уже это ведет к нарушению развития психики ребенка.
Теперь подведем итог. Сильные и устойчивые отрицательные переживания матери, вынашивающей нежеланную (для нее или ее близких) беременность, отражающиеся на ее физическом состоянии (гестозы) влияют на физиологическое развитие ребенка и таким образом могут послужить причиной нарушений развития физических и психических процессов внутриутробно. Это важно в течение всей беременности, но эффект зависит от сроков развития ребенка (что именно будет нарушено) и от интенсивности нарушений состояния матери (как сильно будет нарушено). Нарушения внутриутробного развития осложняют налаживание взаимодействия с ребенком после родов, усугубляя и без того непростую ситуацию рождения ребенка от нежеланной беременности. Эмоции и мысли матери по поводу ребенка и окружающих влияют на его психику либо опосредованно через физиологические процессы, либо во второй половине беременности создают у ребенка и матери почву для осложнения взаимодействия после родов, что и служит причиной нарушений в психическом развитии ребенка после рождения (куда, понятно, относятся и интеллектуальные процессы). В последнем случае у ребенка уже внутриутробно формируются нежелательные для налаживания взаимодействия с матерью реакции на ее собственные эмоциональные проявления и «знакомые» жизненные ситуации. Так что хорошего, как видим, тут мало. А трудностей много.
И главный вопрос: ЧТО В ЭТИХ СЛУЧАЯХ ДЕЛАТЬ?
А вот на этот вопрос в двух словах не ответить. Несмотря на то, что переживания женщин, вынашивающих нежеланную беременность, во многом сходны, влияние их на течение беременности и развивающегося ребенка - тоже, но причины каждый раз будут разные. А в этих случаях «лечить» симптомы практически бесполезно, надо искать причину и работать с ней. Ведь с помощью новейших методов (медикаментозных и психологических) можно привести беременную женщину в более или менее оптимальное состояние (в конце концов, даже гипнозом!), но ничего нельзя сделать с самой жизненной ситуацией, из-за которой такое отношение к беременности и материнству у этой женщины возникло. Ребенок родится, и даже при хорошо выношенной беременности и благополучных родах его статус в жизни женщины и семьи не изменится (а может и наоборот, выстраданный малыш окажется дороже родителям, чем легко «полученный»). Конечно, надо изменить само отношение мамы к своей беременности, ребенку, себе и всем жизненным обстоятельствам, найти только для нее одной подходящий, всегда единственный и уникальный путь решения проблемы. Нет здесь никаких общих рецептов и мнений! Часто (а по сути всегда!) надо включать в эту работу всю семью, хотя это порой очень непросто сделать. Надо искать помощников, лучше - профессиональных: специально подготовленных для такой работы психологов, которые знакомы не только с общими приемами и методами психологической работы, но знают об особенностях состояния психики женщины в беременности и влиянии этого состояния (и его изменения с помощью психологических воздействий!) на настоящее и будущее ребенка. Если такой возможности нет, ищите поддержку у близких людей, обязательно говорите, обсуждайте свое состояние с теми, кому доверяете. Не держите все в себе - ум хорошо, а два - лучше. Да и вашему состоянию и самому ребенку полезнее полчаса (и даже час) ваших бурных слез, чем долгие недели тоски или раздражения. Малыш поймет и поможет, он всегда заодно с мамой, только дайте ему такую возможность, поддержите его инициативу: примите с благодарностью мягкие или даже более настойчивые постукивания изнутри, объясните, что происходит, представьте себе, как он слушает, что может думать и как ответит своей маме (что бы вы подумали и почувствовали на его месте, если бы к вам так обратились?). Неважно, что он еще совсем не так, как взрослые, чувствует, понимает, переживает. Вы-то уже можете его почувствовать, можете передать ему радость, печаль, тревогу, можете успокоить и даже развеселить. Сейчас главное - найти с малышом общий язык, найти способы самой держаться «на высоте» (в прямом смысле - на высоте положительного эмоционального и физического состояния), и готовиться к будущей жизни. А в ней необходимо искать (причем прилагая к этому немало усилий) то хорошее, что неизбежно будет (не бывает, чтобы не было; ребенок - это всегда очень много хорошего, надо только успевать это разглядеть и удержать, а то он так быстро растет и меняется!), и искать пути преодоления трудностей. И это тоже надо делать активно, ведь под лежачий камень вода не течет. Часто помощь можно получить в группах подготовки к родительству, только не забывайте, что для тех, у кого беременность «нежеланная», важнее не к родам готовиться, а именно к будущему - к самому родительству, к тому, что будет потом, когда такие недолгие девять месяцев и всего несколько часов родов закончатся... А целая долгая жизнь только начнется!
И, наверное, самое главное. НЕ НАДО ПОСТОЯННО ОГЛЯДЫВАТЬСЯ НАЗАД! Жизнь всегда идет вперед, и дорогу осилит только идущий. Если вы считает, что в прошлом было много ошибок (состояние в беременности далеко от идеального), то переживание по этому поводу только усугубит ситуацию. Ошибки - это повод для извлечения уроков, а не для самообвинения и фатализма. Ребенок растет и очень быстро забывает (а может и просто не знает?) о прошлом, если вы сами не будете ему постоянно об этом напоминать. Зато он очень чуток к тому, как вы относитесь к нему сейчас. А сейчас (здесь и теперь) ему нужна ваша любовь, забота, радость от общения с ним, уверенность в будущем. Это - лучшие лекари и помощники. Так что только вперед, и тогда все получится!
Печникова Е.Ю.
Филиппова Г.Г.
Свежие комментарии