МОЛОДОСТЬ ПОСЛЕ БЕРЕМЕННОСТИ
В течение 9 месяцев беременности в организме женщины вырабатывается большое количество гормонов, которые изменяют мозг: улучшают координацию движений, память, зрение. Американские ученые подсчитали, что эффект длится до 20 лет!
Подобные процессы наблюдают у животных.
Почему женщина во время беременности и сразу после нее выглядит моложе? Как младенец получает врожденный иммунитет? На оба вопроса ответило недавнее открытие: оказывается, плод и мать обмениваются друг с другом клетками.
Все началось с того, что при исследовании ДНК у некоторых мужчин ученые обнаружили не только мужские пары хромосом ХY, но и женские – ХХ. Генетики глазам не поверили: каким образом женские клетки оказались в организме мужчины? Оказывается, когда ребенок еще находится в утробе, частицы матери могут проникать в его организм через плаценту. Дальнейшие исследования показали: материнские клетки находят у 20% мужчин! Более того, и плод через ту же плаценту в состоянии «поделиться» своими клетками с матерью. Последние изыскания говорят о том, что материнский организм передает нам клетки старших братьев и сестер, которые в нем находились до нас, и чуть ли не клетки бабушек...
Явление назвали «микрохимеризм» – в честь мифологической Химеры, соединявшей в себе части тел разных животных.
В последнее время микрохимеризм стал объектом пристального внимания медиков. Оказалось, крохотные частицы чужой жизни, случайно прижившиеся в нашем организме, способны приносить и болезни, и излечение от них.Но как могут клетки существовать в чужом организме так долго, ведь у большинства из них ограниченный срок жизни? Ученые предположили, что «долгоживущие» чужие клетки – потомки попавших когда-то в организм стволовых. «Стволовые клетки – исключение из правил, они могут делиться бесконечно и дают начало множеству специализированных видов, от клеток иммунной системы до тех, что составляют ткани и органы», – говорит Ли Нельсон. Стало ясно, что большинство из нас, сами того не подозревая, могут прожить с чужими клетками всю жизнь. И в этом есть свои плюсы.
ИНТЕРФЕЙС «МАТЬ – ДИТЯ»
Сегодня ученые считают: микрохимеризм необходим для того, чтобы тренировать и обучать иммунную систему. «Даже у здоровых людей довольно часто возникают клеточные мутации, – говорит Барух Ринкевич, генетик из Тель-Авива. – Если организм не умеет контролировать их размножение, это обернется серьезными болезнями. Нужны разнообразные клеточные механизмы для того, чтобы справиться с этой угрозой. Эмбрион начинает обучаться таким механизмам уже в утробе, и как следствие возникает обмен клетками с матерью».
Именно этот клеточный интерфейс «мать – дитя», по мнению исследователей, формирует врожденный иммунитет. «Хорошо известно, что через плаценту от матери к ребенку проникают иммунные клетки, в том числе так называемые лейкоциты памяти, способные долго жить в организме, – рассказывает Александр Полетаев, ведущий научный сотрудник НИИ нормальной физиологии РАМН. – Так ребенок наследует иммунный статус матери, имевшийся у нее во время беременности». Именно благодаря этому мы с рождения оказываемся невосприимчивы к тем же болезням, что и наши матери, хотя детский организм еще не встречался с их возбудителями. Просто наша иммунная система училась и тренировалась с помощью материнских иммунных клеток. Исследователям известны случаи, когда устойчивость к некоторым инфекциям передается через потомство в нескольких поколениях.
А иногда происходит обратное – иммунитет матери получает неожиданную поддержку от клеток ребенка. 70 лет назад американский нобелевский лауреат Филип Хенч наблюдал удивительные ситуации, когда женщины, страдающие ревматоидным артритом (неизлечимым аутоиммунным заболеванием), практически выздоравливали во время беременности. Правда, через несколько лет болезнь все же возвращалась. Поначалу врачи считали причиной изменение гормонального статуса. Однако Джей Ли Нельсон с коллегами обнаружила иммунных «помощников», приходящих от ребенка, – антигены лейкоцитов. Чем больше они различались у эмбриона и матери, тем вероятнее было временное избавление от болезни.
И главное, еще один плюс. Ученым давно известно омолаживающее влияние стволовых клеток, передающихся от эмбриона к матери во время беременности. «Омолаживающий эффект может проявляться в течение нескольких лет после родов», – говорит Александр Полетаев. А материнские стволовые клетки в свою очередь способны «лечить» эмбрион: у мальчиков, больных диабетом 1-го типа, в поджелудочной железе находили женские клетки ХХ, самоотверженно приходившие на помощь. В отношениях ребенка и матери даже на клеточном уровне благородства не занимать.
Александр Полетаев, профессор, доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник НИИ нормальной физиологии РАМН
Свежие комментарии