Можно задать ей такой вопрос: «Вы представьте себе, что вот Вы умерли – это в любом случае когда-нибудь случится. И после смерти Вы встретились с этим ребенком. Он говорит: «Мама, а за что ты не дала мне жить?» И что Вы сможете ему ответить? Думаете, объяснения, которыми Вы сейчас оправдываете себя, для него убедительно прозвучат?
Или Бог спросит: «Зачем же ты это сделала?» А для Бога эти объяснения будут значимыми? Будут ли они действительно являться оправданием?».7. Как Вы представляете процедуру аборта, известно ли Вам что-нибудь о ее последствиях?
Тут можно рассказать о том, что она-то, конечно, будет под наркозом, но… Во-первых, это операция, проводимая вслепую. Многие думают, что во время аборта врач видит все, что делается внутри. Но ведь аборт – это не полостная операция, когда, к примеру, разрезается живот и все видно. В случае аборта инструмент вводится в полый орган, который находится внутри тела. Врач делает операцию под контролем УЗИ и фактически на ощупь.
Многие врачи писали о несомненном вреде аборта для здоровья женщины. К примеру, доктор медицинских наук, профессор, директор Центра клинико-морфологической диагностики репродуктивной патологии Санкт-Петербурга Борис Глуховец, в своих научных работах пишет о том, что «операции искусственного прерывания беременности даже в первоклассных гинекологических стационарах могут осложняться серьезными повреждениями шейки и тела матки, развитием маточных кровотечений, являются факторами риска по возникновению других осложнений, что может привести даже к летальному исходу». Не говорят уже о том, что искусственные аборты являются одной из главных причин невынашивания беременности и вторичного бесплодия.
Профессор приводит следующие данные:
- аборт как причина вторичного бесплодия составляет в нашей стране до 41%;
- после аборта частота самопроизвольных выкидышей увеличивается в 8-10 раз;
- около 60% первородящих женщин в возрасте старше 30 лет страдают невынашиванием беременности в связи с предшествующими многочисленными абортами;
- у 38% пациенток после искусственного аборта на протяжении, как минимум, двух месяцев не может нормализоваться менструальный цикл.
После рассказа женщине о медицинских последствиях аборта, можно спросить у нее, известно ли ей, что бывают не только физические, но и душевные последствия аборта?
Знаком ли ей такой термин, как «постабортный синдром»?
Тут можно повести беседу таким образом: «Наверняка у Вас есть знакомые разных возрастов. Знаете ли Вы пожилых женщин, которые делали аборт много лет назад? Как они сейчас оценивают те обстоятельства, которые вынудили их сделать аборт: считают ли он эти обстоятельства действительно значимыми или нет? Что они переживают сейчас в душе?» Можно порекомендовать Вашей собеседнице откровенно поговорить с такой женщиной, возможно, даже дать контакты какой-то своей знакомой, которая согласится рассказать о своем опыте.
Или если Вы сами пережили подобное, было бы неплохо честно и открыто рассказать о том, что было с Вами.
В житейском смысле может аборт восприниматься нами как бытовое, обыденное событие. Но очень важно, как это событие видится спустя годы, когда жизнь подходит к концу. Чтобы женщина задумалась о том, чего она на самом деле хочет – в ближайшие полтора года плохо спать по ночам, вставая к своему ребенку, или потом всю жизнь мучиться совестью и плохо спать по ночам из-за воспоминаний и кошмаров.
8. Задумывались ли Вы когда-нибудь, кому выгодно, чтобы массово совершались аборты?
Для интеллектуальных людей уместен и такой вопрос. «Вы, наверное, знаете, у нас это обычная процедура, – говорим мы ей, – хотя бы раз в жизни большинство женщин к этому прибегало. По статистике совершается несколько тысяч абортов в день. Задумывались ли Вы когда-нибудь, кому выгодно, чтобы это было так?»
Аборт как операция, как процедура известен давно, но с нравственной точки зрения всегда осуждался. Сейчас это не только не осуждается, но фактически приветствуется. Отношение к абортам в корне изменилось. И в связи с этим возникает вопрос: «Если отношение так сильно меняется, значит, есть кто-то, кто заинтересован, чтобы общественное мнение было именно такое. Кто бы это мог быть, и в чем его интерес?».
С верующей женщиной можно затронуть тему стараний небожественных сил пленять человеческие души. Причем тут можно сказать, что не столько за душу ребенка идет борьба, а преимущественно за душу матери. Потому что все-таки решение об аборте – это очень суровое, жестокое решение, которое останется на совести женщины.
Но есть и практические аспекты из мира житейского. Абортивное сырье – это плацента и стволовые клетки, и это очень дорогое сырье, которое широко используется, и добывать его нужно в промышленных масштабах. Конечно, вряд ли аборты были легализованы именно с целью получения этих материалов, но сейчас эти материалы активно добываются, и их не хочется терять тем людям, которые на них делают деньги. И у них есть вполне прагматичный интерес, чтобы число абортов не сокращалось или, если сокращалось, то незначительно. И дальше можно спросить женщину, согласна ли она таким образом быть использованной какими-то силами? Организациями, людьми, которые к ее жизни никакого отношения не имеют и которым ее судьба глубоко безразлична.
9. Кто в Вашей семье против ребенка и кто за него?
Возвращаясь к жизненным обстоятельствам женщины, можно задать такой вопрос. Сначала лучше спросить, кто против ребенка. Потому что может получиться так: женщина скажет, что все против, и даже всех назовет поименно. И дальше можно согласиться, что действительно, под таким давлением сложно сохранять свое мнение. Но не получилось ли случайно с ней так, что она несколько спутала себя и свое враждебное окружение? Она сама-то хочет ребенка? И дальше дать ей возможность подробно рассказать о том, почему она не хочет, что ей мешает (см. выше).
Возможно, выяснится, что кто-то из родственников действительно против. Какие аргументы они приводят? Почему они это делают? Делали они сами аборты и как они относятся к такому шагу? Выяснив эти важные обстоятельства, необходимо помочь женщине бороться с давлением внутри семьи и даже, возможно, с насилием – физическим, эмоциональным, моральным, материальным и т.д.
Очень важно узнать, а есть ли хоть кто-то, кто за ребенка и могли бы эти люди оказать ей поддержку, в том числе, к примеру, взять на себя конфронтацию с теми, кто против.
10. Какую помощь я могу Вам оказать, чтобы Вы приняли решение родить ребенка?
Наконец, хорошо спросить у женщины, а чем именно Вы можете ей помочь? Этот вопрос правильнее задавать в конце беседы, чтобы женщина уже успела высказать свои сомнения и страхи и после того, как некоторые из них окажутся «расшатанными», когда перед женщиной появится какая-то альтернатива аборту.
Когда женщина говорит о том, что она хочет сделать аборт, она полностью соединена с теми обстоятельствами, которые ей мешают сохранить ребенка. И если у нее в этот момент спросить: «А что я могу сделать?», – она, скорее всего, ответит, что ничего, и что, в общем-то, не очень ей эта помощь и нужна. Когда же женщина отсоединиться хотя бы чуть-чуть от своих жизненных обстоятельств, тогда ей можно рассказать о том, как эти обстоятельства можно изменить, и предложить свою помощь. «Все-таки, что именно Вам нужно, чтобы в этой ситуации выстоять перед обстоятельствами?» Возможно, надо просто помочь ей найти нужные слова для беседы с мужем или с родственниками, посоветовать хорошего врача, помочь с коляской, кроваткой для ребенка. Может быть, нужна эмоциональная поддержка. У каждой женщины свои нужды. Для многих уже само Ваше предложение помощи от себя лично может оказаться целительным. Потому что такое предложение означает признание Вами одновременно и проблем женщины, и ценности нерожденного ребенка – столь значимой ценности, что Вы готовы даже совершить определенные действия, приложить усилия, возможно, чем-то пожертвовать, чтобы он родился.
Можно посоветовать ей обратиться в организации, которые помогают беременным женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Такие организации есть в разных городах России.
К примеру, в Москве работает Благотворительный Фонд «Семья и детство». Психологи службы консультируют женщин, пришедших на аборт, в трех роддомах г. Москвы. Кроме того, при Фонде действует Кризисная телефонная линия по вопросам незапланированной беременности, а также оказываются психологические консультации через интернет. Подопечные Фонда – женщины, которые приняли решение сохранить беременность и родить ребенка, а также многодетные семьи – получают социально-бытовую, материальную, юридическую и другую помощь.
Если у Вас возникнет потребность в психологической поддержке по вопросам, связанным с незапланированной беременностью, Вы можете позвонить на Телефонную линию по вопросам незапланированной беременности: (495) 665-00-05, 8-800-200-05-07 (с 16.00 до 21.00 по будням), – или связаться с психологом через сайт www.6650005.ru
В Москве есть и другие центры и службы, помогающие беременным женщинам в кризисной ситуации, а также другие организации, которые борются с проблемой абортов, к примеру, просветительскими методами.
В Санкт-Петербурге действует фонд Святого Дмитрия Солунского, который помогает многодетным и нуждающимся семьям, ведет просветительскую работу, направленную на защиту жизни детей, находящихся в материнской утробе. Фонд оказывает психологическую, финансовую, гуманитарную, юридическую, продуктовую помощь.
В других регионах тоже есть центры и службы помощи беременным. К примеру, в Иваново есть организация «Колыбель», в Рязани – Центр охраны материнства и детства «Право на жизнь», аналогичные организации есть и в других регионах.
***
В завершение хотелось бы сказать следующее: не так просто разбудить сердце. И нет никаких специальных приемов, чтобы это сделать. Женщине, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, можно помочь. Но лишь при условии, что помощник действительно искренне желает ей добра. Нужно не стремиться доказать свою правоту или убедить женщину в том, что аборты делать нельзя (хотя мы с этим безусловно согласны), а именно желать добра. Никакая женщина не хочет быть лишь «аргументом» в доказательстве правоты какого-то человека или идеи.
Вопросы, которые мы предлагаем, могут помочь женщине принять решение сохранить ребенка. Но тут важно помнить, что беседа с ней должна сопровождаться искренним хорошим отношением, душевной теплотой и заботой прежде всего о ней и о ее ребенке. Мы надеемся, что эти вопросы кому-то помогут – что родятся дети, и жизнь продолжится…
***
Это феномен, свойственный многим острым кризисным ситуациям, в частности, в подобном состоянии совершается большинство суицидов. «Тоннельное сознание» характеризуется тем, что человек не справляется с неожиданно «свалившейся» на него ситуацией, теряется и из множества возможных вариантов развития событий и собственного поведения видит только один (как будто находится в тоннеле).
Постабортный синдром (ПАС) – психические изменения у женщины после аборта – явление малоизвестное не только в «соматической» медицине, но и в психиатрии. Тем не менее, исходя из клинического опыта, а также из бытового взаимодействия с женщинами, пережившими аборт, можно утверждать, что ПАС очень широко распространен. Описывая ПАС предельно коротко и упрощенно можно выделить две его разновидности. Первая: женщина сожалеет о своем решении, раскаивается в нем, переживает острое чувство вины, боль утраты ребенка. Так как ее поступок необратим, то переживания имеют пожизненный характер, со временем угасают незначительно, а в ряде случаев к пожилому возрасту становятся невыносимыми. Вторая разновидность: женщина психологически защищается от чувства вины и «душевно грубеет», у нее появляется негативное или даже агрессивное отношение к детям (в том числе – своим), беременным женщинам. И в том, и в другом случае постабортные переживания негативно сказываются на семейных отношениях, приводят к патологическому воспитанию детей. Около 80 % бездетных пар, совершивших аборт, расстаются в течение ближайшего года.***
Благотворительный Фонд «Семья и детство» приглашает к сотрудничеству добровольцев, а также психологов, социальных работников, врачей, юристов, благотворителей и всех людей, небезразличных к деятельности по защите семьи и жизни внутриутробных детей. Ваше участие поможет спасти чью-то жизнь.
Если Вы располагает средствами, Вы можете поддержать:
- службу психологической помощи женщинам в кризисной ситуации;
- любую из просветительских и издательских программ Фонда;
- конкретную беременную женщину в кризисной ситуации;
- многодетную семью из подопечных Фонда.
Сайт: www . bfsd . ru ,
E – mail : bfsd @ mail . ru ;
Контакты: Руднева Светлана Алексеевна, 8(905)516-86-07, 8(980)338-91-44
Банковские реквизиты рублевого счета:
р/с № 40703810800110000176 в ОАО «ОТП Банк»
ИНН банка 7708001614
БИК 044525311 , к/с 30101810000000000311.
Получатель платежа: Благотворительный Фонд «Семья и детство»
Свежие комментарии